Міжнародний фонд "Відродження"

Проблемы условно-досрочно освобожденных лиц

Сергей Дризо
На заседании наблюдательной комиссии при Донецкой облгосадминистрации была представлена информация в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания и осуществлении контроля за их поведением.
В соответствии с п. 4 заключительных положений Уголовно-исполнительного кодекса Украины, с 01 января 2009 года на уголовно-исполнительную инспекцию возложены функции учета лиц условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания и осуществлении контроля за их поведением».
С целью надлежащей организации работы с данной категорией лиц управлением принято ряд организационных мероприятий.
22.10.2008 года управлением подготовлено распоряжение (№ 251 от 22.10.2008г.) по своевременному решению вопросов бытового и трудового устройства в отношении лиц, которые освобождаются из мест лишения свободы из учреждений исполнения наказаний Донецкой области с целью их своевременной постановки на учет и осуществлении контроля за их поведением. Начиная с декабря месяца 2008 года в учреждениях области с осужденными, которым возможно применение условно-досрочного освобождения проводятся занятия, с привлечением сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. С данной целью разработаны графики проведения занятий, которые проводятся сотрудниками инспекции не реже одного раза в месяц.
Сотрудниками учреждений за три месяца до даты наступления условно-досрочного освобождения направляются запросы в территориальные подразделения уголовно-исполнительной инспекции области для проверки фактической возможности бытового устройства по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями «Временного порядка учета лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, и осуществлении контроля за их поведением» утвержденного указанием № 19/713/Кн от 13.02.2009г. - Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний было направлено в территориальные подразделения уголовно-исполнительной инспекции УГДУВИН в Донецкой области - указание по организации работы в данном направлении (№ 19-1771 от 20.02.2009г.). Акцентировано внимание на вопросы взаимодействия территориальных подразделений уголовно-исполнительной инспекции с органами внутренних дел, наблюдательными комиссиями, службами по делам детей, центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи, государственными, общественными организациями.
С целью организации надлежащего контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно, проведении с ними индивидуально-профилактической работы, содействие в решении вопросов бытового и трудового устройства после освобождения - 30 марта 2009 года управлением ГДУВИН в Донецкой области и ГУМВД Украины в Донецкой области подготовлены «Рабочие меры по проведению совместной роботы по учету и контролю за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно», которыми предусмотрено ежемесячное проведения сверок с территориальными органами внутренних дел в отношении лиц освобожденных условно-досрочно и фактической постановки их на учет, а также их регистрации по избранному месту проживания, совместное проведения мероприятий по установлению место нахождения лиц, которые не прибыли к избранному месту жительства и ряд других мероприятий при осуществлении контроля за данной категорией лиц.
Территориальными подразделениями уголовно-исполнительной инспекции УГДУВИН в Донецкой области – по состоянию на «01» октября 2009 года - поставлено на учет 3022 лиц условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания. Из них прибыли к избранному месту жительства из учреждений исполнения наказаний Донецкой области – 2506; из учреждений других областей Украины - 258. Снято с учета – 428.
По состоянию на «01» октября 2009г. на учетах территориальных подразделений уголовно-исполнительной инспекции состоит – 2594 лиц освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно.
Наибольшее количество лиц вышеуказанной категории состоит в подразделениях уголовно-исполнительной инспекции: Кировского, Пролетарского, Ленинского районов г. Донецка: 118; 87; 65 соответственно; Орджоникидзевского, Жовтневого районов г. Мариуполя: 88; 99; Горняцкого района г. Макеевки – 82; г. Доброполье – 90; г. Енакиево – 106, г. Краматорск – 116, г. Славянск – 95, г. Торез – 94.
Из прошедших по учетам отбывали наказания за тяжкие преступления – 1486; особо тяжкие преступления - 450; установлен административный надзор – 365 лицам. Не отбытая часть наказания лиц, освобожденных условно-досрочно составляет: до шести месяцев – 413; до 1-го года – 791; до 2-х лет – 1303; более 2-х лет – 508.
Из состоящих на учете лиц условно-досрочно освобожденных - зарегистрировались за избранным местом жительства – 1833.
Сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции согласно нормативных документов, регламентирующих работу по учету и осуществлении контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно при постановки их на учет проводится разъяснительная работа, устанавливаются проблемные вопросы, предоставляются консультации по их решению.
Территориальные подразделения уголовно-исполнительной инспекции письменно информирует наблюдательные комиссии о постановке лица на учет (о его прибытии (не прибытии) к избранному месту жительства. Также информирует комиссии о лицах, которые нуждаются в решении социальных проблем. Однако в отдельных случаях имеет место то, что со стороны наблюдательной комиссии не всегда поступают сообщения о постановке на учет в наблюдательной комиссии данных лиц (такие вопросы возникают в Ворошиловском, Калининском, Ленинском районах г. Донецка, г. Макеевки, г. Горловки, Артемовска, г. Красноармейска). Как положительный пример можно отметить работу по взаимодействию подразделений уголовно-исполнительной инспекции с наблюдательной комиссией г. Славянска, г. Енакиево, Новогродовки, а именно лицам освобожденным в данные города оказывалась материальная помощь, выдавались талоны на получение питания, а также обеспечивались теплой одеждой.
Одном из основных направлений, является оказание помощи освободившемся в трудоустройстве. С начала текущего года официально трудоустроено – 295 лиц условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания. С целью надлежащего решения вопросов трудового устройства сотрудниками территориальных подразделений уголовно-исполнительной инспекции выдаются направления в центры занятости населения. Так через центры занятости населения трудоустроены лица освобожденные условно-досрочно в Червоногвардейском районе г. Макеевки – 6 лиц; г. Красноармейске – 4; г. Дебальцево – 1 трудоустроен; 7-ми присвоен статус безработного; г. Торез – 3; по Артемовскому району трудоустроено – 8 и т.д.
Всем лицам молодежного возраста выдаются направления в центры социальных служб для семьи, детей и молодежи. Однако, в настоящее время не разрешен вопрос о создании данного центра в г. Димитров.
При осуществлении контроля за лицами освобожденными условно-досрочно, проблемным вопросом, является то, что законодательством на данную категорию лиц, не возложены конкретные обязанности, и не предусмотрена ответственность за их не выполнение. Кроме этого также отсутствует совместный нормативный акт, который координировал бы совместную работу служб и ведомств.
В текущем году лицами освобожденными условно-досрочно в период не отбытой части наказания совершено – 50 новых преступлений. Наибольшее количество таках преступлений совершено в Пролетарском районе г. Донецка – 3, Жовтневом районе г. Мариуполя – 5; г. Енакиево – 3; г. Селидово – 5.
Также проблемным является то, что в отдельных случаях, лица освобожденные условно-досрочно не прибывают к избранному месту жительства. С начала года к избранному месту жительства не прибыло – 282 лица освобожденных условно-досрочно. Наибольшее количество таких лиц в Кировском районе г. Донецка где к избранному месту жительства не прибыло – 11 человек; в Пролетарском районе г. Донецка – не прибыло – 20. Что касается Пролетарского района г. Донецка то 18 человек направлялись не посредственно в приют для временного проживания бездомных граждан. При чем не все направленные лица, являлись до осуждения жителями города Донецка. В связи с этим возникает необходимость открытия подобных центров социальной адаптации в других крупных городах области таких как, г. Горловка, Енакиево, Краматорск и др.
С целью надлежащего осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно, предлагается:
1. Рассмотреть вопрос осуществления контроля за лицами условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания на заседаниях территориальных наблюдательных комиссий.
2. Рассмотреть вопрос открытия центров социально адаптации в крупных городах Донецкой области.

коментарі

11.01.2010 | sektor2
Большая просьба: сначала почитайте законы. Где, например, в п. 4 Заключительных положений к УИК написано, что именно УИИ контролируют таких лиц? Там этого нет и близко!!!!


щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном