Міжнародний фонд "Відродження"

Взятие под стражу: возможности обжалования. Практическое пособие. 2008

БУКАЛОВ П.Ф

Пособие издано как обновленный вариант брошюры «Обжалование арестов».

В пособии содержатся рекомендации по обжалованию применения меры пресечения в виде заключения под стражу, описываются процедуры подготовки и подачи жалоб, приводятся требования законодательства к их составлению, отмечаются типичные ошибки жалующихся и даются полезные советы, содержатся образцы процессуальных документов.

Пособие издано в рамках проекта «Правова допомога засудженим у Донецькій області», поддерживаемого Международным фондом «Відродження», и рассчитано на широкий круг читателей.

 

Взятие под стражу: возможности обжалования.  Практическое пособие.
П.Ф. Букалов,  2008
«Донецкий Мемориал», 2008

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

 В 2001 году правозащитная организация «Донецкий Мемориал» выпустила практическое пособие «Обжалование арестов» - украинскую версию одноименной брошюры, написанной судьей Московского городского суда Сергеем Пашиным. При составлении пособия автор, естественно, использовал законодательную базу Российской Федерации. Вместе с тем, множество содержащихся в книге описаний типичных ситуаций и допускаемых гражданами ошибок, а также советов и рекомендаций вполне соответствуют реалиям Украины. Поэтому «Донецкий Мемориал» с согласия автора подготовил украинскую версию пособия.

За минувшие годы законодательство Украины заметно изменилось. Так, с 1 сентября 2001 года вступил в силу новый Уголовный кодекс, с 29 июня 2001 г. согласно Переходным положениям Конституции изменилась процедура выдачи санкции на содержание под стражей: теперь принимают решение о применении данной меры пресечения не прокуроры, а судьи. При этом внесены многочисленные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Украины.

В связи с этим была подготовлена существенно переработанная и обновленная версия пособия. Как и первый украинский вариант, ее осуществил член «Донецкого Мемориала», адвокат Павел БУКАЛОВ. Несмотря на заметное отличие данной брошюры от российского варианта, в ней сохранена общая структура пособия, а также многие из актуальных советов и рекомендаций российского оригинала.

Спрос на брошюру оказался столь велик, что небольшой тираж предыдущих изданий давно уже исчерпан. Поэтому в рамках проекта «Правова допомога засудженим у Донецькій області», выполняемого при поддержке Международного фонда «Відродження», подготовлено обновленное и дополненное издание брошюры. В его подготовке принимал активное участие юрист О.Пефтиев.

В пособии содержатся рекомендации по обжалованию применения меры пресечения в виде заключения под стражу, описываются процедуры подготовки и подачи жалоб, приводятся требования законодательства к их составлению, отмечаются типичные ошибки жалующихся и даются полезные советы, содержатся образцы процессуальных документов.

  Надеемся, что эта брошюра поможет нашим гражданам в защите их прав. Мы с радостью примем любые замечания и пожелания, направленные на улучшение данного пособия.

Александр БУКАЛОВ
«Донецкий Мемориал»
октябрь 2008 г.

 

Вместо предисловия

"Все люди рождаются свободными..." "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность" 

Всеобщая декларация прав человека

В международных правовых документах, в национальных конститу­циях свобода вместе с жизнью открывает список основных прав человека, а уголовное наказание в виде лишения свободы считается самым страш­ным после смертной казни. Непоправимость последствий возможной оши­бки в решении вопроса о признании обвиняемого преступником заставила человечество с особой тщательностью продумывать механизмы и процеду­ры, которые могут предупредить подобные ошибки. Но пока не найдено никакого иного эффективного порядка, кроме судебного, для защиты об­щества от возможных случаев произвольного и несправедливого лишения свободы. Исполнительная власть, озабоченная делами практическими и тем, чтобы ей не мешали управлять своими подданными, по природе своей не может быть объективной при решении подобных во­просов. Суд же никакими текущими и практическими проблемами не дол­жен быть обременен, для него две конфликтующие стороны, участвующие в разрешении спора, равновелики, даже если одна из этих сторон какая-либо организация или целое государство, а другая — отдельный человек.

Еще более целесообразным представляется исключительное использо­вание судебного порядка  избрании  меры  пресечения  в виде содержания под стражей в тех случаях, когда речь идет о подоз­реваемых или обвиняемых в совершении преступления: вероятность ошибки на первых стадиях уголовного процесса гораздо выше, чем на ста­дии судебного разбирательства. В большинстве цивилизованных стран ми­ра внесудебное взятие под стражу осталось в давней истории. Например, в Англии еще в 1679 году был принят закон, по которому никто без решения суда не может быть подвергнут задержанию или аресту. В Украине внесудебный порядок взятия под стражу сохранялся согласно Переходным положениям Конституции до 29 июня 2001 года. После этой даты в нашей стране предусмотрен исключительно судебный порядок  рассмотрения  вопроса  о заключении  под  стражу (ч. 2 ст. 29  Конституции Украины). Практика его применения невелика, чтобы делать какие-либо далеко идущие выводы. Тем не менее, исходя из многолетнего опыта, мы постарались все же предусмотреть особенности и наиболее вероятные трудности в применения нового порядка заключения под стражу.

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с ч 1 ст. 29 Конституции Украины  «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Вместе с тем украинским административным и уголовно-процессуальным зако­нодательством предусматриваются многочисленные слу­чаи, когда человек может быть принудительно доставлен в правоохра­нительные органы и в суд, когда его вправе заключить под стражу.

Например, согласно законодательству об административных пра­вонарушениях, лицо может быть в определенных случаях доставлено в милицию, в служебное помещение военизированной охраны для со­ставления протокола о совершенном административном правонаруше­нии; правонарушитель может быть также задержан в административ­ном порядке на различные сроки, как правило, не превышающие 3 часов, но в ряде случаев достигающие 3 суток,  а лица, подозреваемые в занятии  бродяжничеством - до 30 суток (ст.11 Закона Украины «О милиции»).

Уголовно-процессуальный кодекс Украины предусматривает доставление приводом подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, не явившихся без уважительной причины по вызову в орган дознания, к следователю, прокурору, в суд. Милиция вправе задерживать лиц, по­дозреваемых в совершении преступления. По судебному решению в отношении подозреваемого, обвиняемого  может избираться мера пресечения в виде заключения под стражу.

Законодательство об административных правонарушениях допус­кает применение административного ареста в качестве меры взыска­ния (ст. 24 Кодекса об административных правонарушениях); к военнослужащим применяется в качестве дисциплинарно­го взыскания содержание на гауптвахте (Дисциплинарный устав). Многочисленные разновидности ограничения и лишения свободы предусмотрены Уголовным кодексом  Украины как меры наказания, определяемые приговором суда.

Права и обязанности задержанных и арестованных в администра­тивном порядке урегулированы Кодексом  Украины об административ­ных правонарушениях и многочисленными ведомственными актами. Права и обязанности задержанных и взятых под стражу в порядке уголов­ного судопроизводства урегулированы Уголовно-процессуальным кодексом Украины

Права и обязанности приговоренных к наказанию в виде ограни­чения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы определяются уголовно-исполнительным законодательством

В этом практическом пособии речь пойдет лишь о заключении под стражу, применяемом в качестве наиболее строгой меры пре­сечения в ходе уголовного судопроизводства органами уголовного пре­следования, то есть милицией и другими органами дознания, следова­телем, прокурором, а также судом.

 Задержание обычно предшествует заключению под стражу, но это вовсе не обязательно: задер­жанный может быть освобожден; подозреваемый и обвиняемый могут быть взяты под стражу без предварительного задержания. Вопросы, связан­ные с задержанием и его обжалованием, будут освещены лишь в той сте­пени, в какой это окажется необходимым для раскрытия темы обжалования постановлений (определений) суда.­

Надо иметь также в виду, что процессуальные вопросы освещают­ся в пособии в соответствии с ныне действующим УПК Украины 1960 г. с многочисленными изменениями, внесенными Верховной Радой Украины, включая очень важные изменения, внесенные 21 июня 2001 г. и 12 июля 2001 г. и  вступившие в действие соответственно с 29.06.2001 г. и с 1.09. 2001 г.

Во всех разделах пособия, кроме одного, материал излагается в та­кой последовательности: нормы законодательства; типичные их нару­шения; рекомендации задержанному или  взятому под стражу.  В разделе VI возможности обращения к Уполномоченному по правам человека описываются предельно кратко, по­скольку его вмешательство в решение вопроса о  заключении  под стражу представляется наименее эффективным.

Давая практические рекомендации всем заключенным под стражу без различия, автор исходит из двух основных посылок:

-  предположения о невиновности всякого, в отношении которого не вступил в силу обвинительный приговор суда;

-  признания свободы человека, наряду с честью, его главным дос­тоянием, за которое стоит бороться любыми средствами, не противоре­чащими закону.

 

I.  ЗАДЕРЖАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Согласно ст.106 УПК Украины орган дознания вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления. Задержание осуществляется в ходе досудебного расследо­вания уголовного дела. Задержание может быть произведено следователем (ст. 115 УПК Украины).

Задержать человека можно лишь по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы при наличии, по крайней мере, одного из следующих условий (ст. 106 УПК Украины):

1)  имеется какое-либо из нижеперечисленных явных основа­ний для подозрения:

-  лицо застигнуто при совершении преступления или непо­средственно после его совершения;

-  потерпевшие или другие очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

-  на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (следы борьбы, похожие на кровь пятна и т. п.);

2)  имеются другие, не столь явные факторы, дающие основа­ния для подозрения, но при этом:

-  лицо покушалось на побег;

-  лицо не имеет постоянного места жительства;

-  не установлена личность подозреваемого.

К несовершеннолетнему задержание может применяться лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяже­стью преступления, в совершении которого он подозревается (ст. 434 УПК Украины).

О каждом случае задержания орган дознания (милиция) обя­зан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня, ча­са, года, месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола, а также указания о разъяснении подозреваемому права иметь свидание с защитником с момента задержания. Протокол  подписыва­ется лицом, его составившим, и задержанным. Копия протокола с перечнем прав и обязанностей немедленно вручается задержанному и направляется прокурору (ст. 106 УПК Украины).

В случае изъятия у задержанного паспорта, этот факт тоже обязательно фиксируется.

  С момента вручения подозреваемому протокола задержания он имеет право требовать вызова защитника (ст. 43 УПК), а сотрудники право­охранительных органов обязаны обеспечить его явку, в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 47 УПК Украины, когда участие защитника является обязательным, а подозреваемый, обвиняемый, подсудимый не желает или не может пригласить защитника.

В частности, участие защитника является обязательным:

-  по делам лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления  в возрасте до 18 лет;

-  по делам  о преступлении лиц, которые из-за своих физических или психических  недостатков (слепые, глухие, немые и т.п.) не могут сами реализовать свое право на защиту;

-  по делам лиц, которые не владеют  языком, на котором ведется судопроизводство;

-  когда санкция  статьи, по которой  квалифицируется преступление, предусматривает пожизненное заключение (ст. 45 УПК).

Задержанно­му должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст. 43, 43-1 УПК Украины, согласно которым подозреваемый или обвиняемый имеет право:

-  знать в чем его подозревают или обвиняют;

-  давать показания по предъявленному ему обвинению или отказаться давать показания  и отвечать на вопросы;

-  иметь защитника  и свидание с ним до первого допроса;

-  представлять доказательства;

-  заявлять ходатайства;

-  знакомиться после окончания  досудебного следствия или дознания  со всеми материалами дела;

-  принимать участие в судебном рассмотрении дела  в суде первой инстанции;

-  заявлять отводы;

-  подавать жалобы на действия и решения лица, которое проводит дознание, следователя, прокурора, судьи и суда.

В течение 72 часов после задержания орган дознания обязан выполнить одно из нижеследующих действий (ст.1652 УПК Украины):

-  освободить задержанного – если не подтвердится подозрение в совершении им преступления;

-  освободить задержанного и избрать в отношении него меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей;

-  доставить задержанного к судье с представлением об избрании ему меры пресечения в виде содержания под стражей.

До принятия какого-либо из вышеуказанных решений задержанные содержатся в изоляторах временного содержа­ния (ИВС), находящихся в ведении милиции. Часто условия их содержания очень суровы, случается, они не получают горячей пищи и постельного белья.

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

1) Краткий срок задержания заставляет сотрудников правоохра­нительных органов маскировать фактически произведенное задержа­ние разными способами, среди которых распространены следующие:

• лицо, подозреваемое в совершении преступления, задержи­вается как бы в административном порядке, при этом срок задержания исчисляется с момента вытрезвления задержанного (данное правило действует в админис­тративном (ст. 263 КоАП Украины), но не в уголовном судопроизводстве); кроме того, возможно доставление задержанного к судье, который наложит на него административное взыскание в виде ареста на срок до 15 су­ток за какой-либо проступок – мелкое хулиганство, злостное не­повиновение сотрудникам милиции и т. п.;

• лицо, задержанное в другом городе, доставляется к месту производства предварительного расследования спустя несколько су­ток и только после передачи его в руки соответствующего органа дознания составляется протокол о его задержании;

• человека доставляют в отделение милиции, где допрашивают как свидетеля по собственному делу, обычно не предупреждая о праве хранить молчание, не  разъясняют ст. 63  Конституции Украины, согласно которой «лицо не несет ответственности за отказ давать показания или пояснения  в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом», получают от него собственноручно напи­санные документы («явку с повинной», «чистосердечное признание» и проч.) и лишь много часов спустя оформляют задержание;

   • в протоколе задержания указывают лишь дату его составле­ния, но не время фактического задержания лица.

2) Задержание используется как средство давления на челове­ка, от которого стремятся получить изобличающие его сведения, для чего:

• держат человека в неведении относительно его прав;

• уговаривают не вызывать защитника и отбирают расписку в том, что подозреваемый добровольно отказался от защитника, хо­чет защищать себя сам;

• запугивают и избивают.

3) Содержание в ИВС свыше 72 часов практикуется, как спо­соб загладить допущенные беззакония. Если в первый день пребы­вания в отделении милиции, где имеется ИВС, подозреваемый был избит, то перевод его в следственный изолятор невозможен до ис­чезновения следов побоев: задержанных с явными следами избие­ния следственные изоляторы не принимают.

4) Типично не извещать родственников задержанного о факте задержания и месте содержания задержанного.

5) В постановлении (определении) суда об избрании меры пресечения содержание под стражей не указывается время принятого постановления, поэтому невозможно иногда установить, сколько часов содержалось лицо до доставки его в суд для избрания меры пресечения, иногда это превышает 72 часа.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1) Изберите позицию по делу и решите, намерены ли Вы от­рицать свою виновность, признавать ее частично или полностью, раскаиваясь в содеянном, или согласны давать изобличающие Вас показания.

2) В любом случае просите сотрудников милиции или другого ор­гана дознания, с которыми Вы имеете дело, представляться; по­просите письменные принадлежности и запишите фамилии и должности этих людей, ведите записи относительно времени и ха­рактера тех действий, которые они с Вами производят (допрос, оч­ная ставка, выезд на место происшествия и т. п.).

3) В любом случае требуйте, как только Вы оказались против своей воли в милиции, чтобы Ваш статус был уточнен и Вам со­общили, на каком основании и по подозрению в совершении како­го преступления Вы задержаны. Попросите показать Вам текст со­ответствующей статьи УК Украины, проверьте, предусматривает ли она наказание в виде лишения свободы. Требуйте, чтобы протокол за­держания был составлен как можно раньше.

Согласно приказу министра внутренних дел № 336 от 18.04.2006 г., работник милиции при задержании лица, которое подозревается в совершении преступления, обязан зачитать ему его права: «Вы задержаны по подозрению в совершении преступления (указать какого). В соответствии с Конституцией и действующим законодательством вы имеете право на защиту. Вы свободны в выборе защитника, имеете право на свидание с ним до первого допроса. Вы имеете право в любое время обжаловать в суде свое задержание; требовать проверки судом или прокурором правомерность задержания. Вы имеете право знать, в чем подозреваетесь, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Вы имеете право давать показания или отказаться давать показания». К сожалению этот приказ не выполняется.

4) В любом случае внимательно ознакомьтесь с протоколом задержания, в частности, прочитайте основания Вашего задержа­ния (одно-два из них обычно подчеркиваются в типовом бланке), убедитесь, что в протоколе проставлено время фактического задер­жания, а не только дата составления протокола. Если это не так либо запись, по Вашему мнению, не соответствует действительнос­ти, под рубрикой «Объяснения задержанного» впишите правильные сведения о моменте задержания. Убедитесь, что факт изъятия паспорта тоже зафиксирован.

5) В любом случае требуйте, чтобы Вам подробно и доходчиво разъяснили принадлежащие Вам права. Если Вам «забывают» разъ­яснить право не свидетельствовать против себя, предусмотренное ст. 63 Конституции Украины, либо право иметь защит­ника (ст. 21 УПК Украины) – это очень дурной знак.

6) В любом случае требуйте, чтобы Вам разрешили связаться с родственниками либо чтобы сами сотрудники милиции в Вашем присутствии позвонили им и сообщили, где Вы находитесь. Согласно ст. 106 УПК Украины, «о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания немедленно уведомляет одного из его родственников».

Если же сотрудники милиции утверждают, что Вы задержаны в административном порядке, им следует напомнить содержание ч. 2 ст. 261 КоАП Украины: «О месте нахождения лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно уведомляются его родственники, а по  его просьбе также собственник соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган».

7) В любом случае следует подумать, стоит ли Вам давать по­казания и подписывать какие-то документы без участия защитника (адвоката). Если Вы потребуете его присутствия, Вам по закону нельзя отказать, и Вы можете до явки защитника (он должен придти в те­чение первых суток Вашего задержания или чуть позднее) хранить молчание, не отвечать на вопросы и не подписывать никаких до­кументов. При этом в протоколе задержания впишите вместо слов «от объяснений отказался» слова «дам объяснения в присутствии защитника».

8)  Если Вы намерены сотрудничать с правоохранительными органами, будьте честны, но не идите у их сотрудников на поводу и внимательно читайте протоколы, составленные с Ваших слов;  при обнаружении неточностей, даже если они Вам кажутся несу­щественными, требуйте внесения в протокол уточнений, а при от­казе записать показания в вашей формулировке — отказывайтесь подписывать протокол. Вы вправе также сами письменно изложить свои показания. Здесь надо проявить твердость, поскольку, не бу­дучи юристом, Вы не можете до конца понимать, как будут истол­кованы Ваши слова впоследствии.

9) Если Вы намерены сотрудничать с правоохранительными органами, постарайтесь выговорить себе какие-либо льготы за это. В частности, обещайте, что все расскажете правдиво и не скрое­тесь от следствия, если Вас отпустят домой. Имейте в виду, что сотрудник, который Вас допрашивает, как правило, не имеет пол­номочий отпустить задержанного без разрешения начальника орга­на дознания. Если Вас задержали на основании постановления следователя, какие-либо «сделки» без его участия бесполезны. Обе­щания освободить задержанного в обмен на его показания иногда выполняются; по делам об убийствах, изнасилованиях, разбойных нападениях, квартирных кражах такие обещания даются гораздо чаще, чем выполняются. Категорически не рекомендуется под­тверждать свою виновность в деяниях, которые Вы не совершали, даже если Вас об этом очень просят.

10) Если Вы не намерены сотрудничать с правоохранительны­ми органами, наилучшая тактика состоит в том, чтобы:

  • отказаться от дачи показаний и подписи каких-либо доку­ментов: весьма типично, что документы, подписанные задержан­ным сгоряча, под влиянием угроз и обмана, затем используются против него;

• сделать заявление в общей форме: «Я невиновен, требую вызова защитника, без его участия давать объяснений не буду»;  это заявление можно и нужно сделать, записать его в протокол, который бу­дет составляться, и затем подписать его;

• в случае нанесения в милиции побоев, после того, когда Вас доставят в травмпункт, запомнить его номер и фамилию врача, рассказать ему об избиении; иногда, вместо доставки в травмпункт, после из­биений в отделениях милиции вызывают бригаду «скорой помо­щи», и тогда Вам рекомендуется рассказать врачу об избиении и выяснить у него данные о бригаде и номер наряда, по которому медики выехали на вызов;

• определить линию дальнейшего поведения, проконсультиро­вавшись с защитником наедине.

 

II. ВЗЯТИЕ  ПОД СТРАЖУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

С целью предотвратить попытки уклониться от дознания, следствия или суда, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения процессуальных решений к подозреваемому, обвиняемому, осужденному применяются меры пресечения. В Уголовно-процессуальном кодексе ст. 149 предусматривает следующие меры пресечения:

-подписка о невыезде;

-личное поручительство;

-поручительство общественной организации или трудового коллектива;

-залог;

-заключение под стражу;

-наблюдение командования воинской части (для военнослужащих).

 

Заключение под стражу – это самая суровая мера пресечения, предусмотренная законодательством. Право на свободу и личную неприкосновенность - одно из наиболее значительных для человека. В ч. 2 ст. 29 Конституции Украины предусмотрено, что никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основании и в порядке установленных законом.

Верховный Суд Украины в 2005 г. обобщил практику применения судами меры пресечения содержания под стражей. Согласно статистическим данным, количество лиц, в отношении которых избрана мера пресечения содержания под стражей из года в год уменьшается.

Эта тенденция сохранилась и в 2006 году. Подробные статистические данные о применении меры пресечения в виде заключения под стражу приведены в издании „Уголовные наказания в Украине” („Донецкий Мемориал”, 2007 г.). Там же, в частности, говорится:

„В 2006 г. суды рассмотрели 44,6 тыс. представлений органов досудебного следствия об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу. Удовлетворено 39,5 тыс. таких представлений, или 88,4%. Судами рассмотрены 3,1 тыс. апелляций обвиняемых и их защитников на постановления судей о применении этой меры пресечения, из которых удовлетворено 482, или 15,5% от числа всех апелляций. Это составляет 1,2% от числа вынесенных судами постановлений о взятии под стражу. Суды рассмотрели 12,4 тыс. представлений о продлении сроков содержания под стражей; из них удовлетворено 12,1 тыс., или 97,7%.

 

Избрание судами Украины предупредительной меры в виде взятия под стражу в 2002-2004 гг. (публикуется по бюллетеню «Вісник Верховного суду України” № 6 (58), 2005 г.)

Наименование показателей

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Динамика, % (2004 г. /2003 г.)

Поступило представлений следственных органов об избрании предупредительной меры

66 160

62 098

52 917

- 14,8

Пребывало в производстве представлений следственных органов (с учетом остатков)

66 235

62 156

53 012

- 14,7

Рассмотрено представлений следственных органов

66 176

62 062

52 872

- 14,8

В том числе удовлетворено

60 708

55 647

47 838

- 14,0

Подано апелляций на постановления судей местных судов об избрании предупредительной меры

3 170

3 076

2 940

- 4,4

Находилось в производстве апелляций на постановления судей местных судов (с учетом остатков)

3 201

3 105

2 967

- 4,4

Окончено производством в делах по апелляциям (рассмотрено дел)

2 966

2 887

2 770

- 4,1

В том числе удовлетворено апелляций на постановления судей местных судов об избрании предупредительной меры)

533

608

535

- 12,0

Во время рассмотрения дел в суде освобождено из-под стражи (местными и апелляционными судами)

8 260

8 347

8 728

+ 4,6

 

Различие в подходах к удовлетворению представлений органов досудебного следствия об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу (88,4%) и апелляций обвиняемых и их защитников на постановления судей о применении этой меры пресечения (15,5%) ожидает исследования этого интересного феномена. Очевидно лишь, что слишком маловероятно освободиться из-под стражи, невзирая на волю следствия, лицу, которое там уже очутилось. 

Одной из гипотез такого существенного различия является предположение, что суды в шесть раз более благосклоннее относятся к аргументам органов досудебного следствия, чем к аргументам обвиняемых и их защитников. И это при том, что именно суды должны быть тем звеном, которое должно выявлять возможные нарушения прав человека при задержании.

В 2006 году по результатам рассмотрения дел суды освободили из-под стражи 7,5 тыс. чел., что на 18,4% меньше показателя 2005 г.

Число рассмотренных судами жалоб на действия органов досудебного следствия увеличилось на 16,1%; их суды рассмотрели 11,6 тыс. [в 2005 – 10 тыс.]. Удовлетворено из них 5,6 тыс., или 47,8% от числа рассмотренных.

Большой процент удовлетворенных жалоб свидетельствует о том, что судами почти в каждом втором случае действия органов досудебного следствия признаются неправильными»

Процедура избрания меры пресечения в виде взятия под стражу такова.

Если орган дознания или следователь считает, что есть основания для избрания вам меры пресечения в виде взятия под стражу, он вносит, с согласия прокурора, представление в суд. Представление должно быть рассмотрено в течение 72 часов с момента задержания подозреваемого, обвиняемого. Если ставится вопрос о заключении под стражу лица, которое находится на свободе, судья вправе постановлением дать разрешение на задержание подозреваемого, обвиняемого и доставку его в суд под стражей. Задержание в этом случае не может продолжаться дольше 72 часов, а в случае, когда лицо находится за границами населенного пункта, в котором находится  суд, дольше 48 часов с момента доставки задержанного в этот населенный пункт. Если для избрания задержанному меры пресечения необходимо дополнительно изучить данные о задержанном или выяснить другие обстоятельства, которые имеют значения для принятия решения по этому вопросу, то судья вправе продлить задержание до десяти, а по ходатайству подозреваемого, обвиняемого – до пятнадцати суток, о чем выносится постановление (ст. 1652 УПК Украины).

Постановление и определение о заключении под стражу должны быть мотивированными; в частности, в них указывается преступление, в котором подозревается (обвиняется) данное лицо, и основание для избрания в качестве меры пресечения содержание под стражей (ст.ст.148, 150 УПК Украины).

При рассмотрении представления о взятии под стражу суд не вправе исследовать доказательства, давать им оценку и решать вопрос о том, виновен ли подозреваемый, обвиняемый в совершении преступления.

Заключение под стражу на стадиях дознания и досудебного следствия применяется только в случае, когда лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет (ч. 1 ст. 155 УПК), и когда есть достаточные основания полагать, что подозреваемый, обвиняемый, подсудимый будет пытаться уклониться от следствия и суда или от исполнения процессуальных решений, препятствовать установлению истины по делу или продолжать преступную деятельность (ч.2 ст. 148 УПК).

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше трех лет, но это должно быть обосновано в представлении об избрании меры пресечения и в постановлении суда.

Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения к несовершеннолетнему применяется лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью преступления, в совершении которого он обвиняется (ст.434 УПК).

При неявке подсудимого в суд без уважительных причин суд вправе на основании ст. 288 УПК Украины не только подвергнуть его приводу, но и изменить в отношении него меру пресечения (например, вместо подписки о невыезде применить содержание под стражей).

Фактическим основанием заключения под стражу является наличие неопровержимых доказательств совершение подозреваемым, обвиняемым преступления. Надо иметь в виду, что при наличии перечисленных условий заключение под стражу вовсе не обязательно; выбор меры пресече­ния зависит от усмотрения лица или органа, ведущего уголовный процесс по данному делу. Закон обязывает учитывать при выборе меры пресечения тяжесть предъявленного обвинения, личность об­виняемого (подозреваемого), род его занятий, возраст, состояние здо­ровья, семейное  и  материальное положение, вид деятельности, место жительства и другие обстоятельства, которые характеризуют личность (ст. 150 УПК Украины). Как следует из опыта, лица интеллигентских профессий, корен­ной национальности, имеющие постоянное место жительства в преде­лах досягаемости органов, ведущих уголовный процесс, семейные, работающие, обвиняемые в ненасильственных преступлениях, не причинившие своими действиями материально­го или физического ущерба, имеют при прочих равных условиях больше шансов остаться на свободе, нежели липа, характеризующиеся противоположным образом. До заключения под стражу эффективно обращение трудовых коллективов с прось­бой применить более мяг­кую, чем содержание под стражей, меру пресечения.

Постановление (определение) о применении  меры пресечения содержание под стражей немедленно объявляется обвиняемому (подозреваемому) под расписку, ему обязательно разъясняется порядок обжалования данного постановления (ст. 165-1 УПК Украины).

О взятии под стражу подозреваемого или обвиняемого и его месте пребывания следователь обязан известить его супруга (супругу) или иного родственника, а также сообщить по месту его работы (ст. 161 УПК).

Взятые под стражу содержатся в следственных изоляторах (СИЗО), где условия существования, как правило, получше, чем в ИВС. Однако скученность заключенных в невентилируемых помещениях, отсут­ствие иногда у части из них постоянных спальных мест, недоста­точная еда, низкий уровень врачебного наблюдения и помощи, ан­тисанитарные условия повседневной жизни, а порою и эпидемии чесотки или туберкулеза могут сделать содержание в украинских следственных изоля­торах разновидностью пытки.

Согласно ст. 156 УПК Украины, срок содержания под стражей во время досудебного следствия не должен превышать двух месяцев. В случаях, когда в двухмесячный срок расследование дела закончить невозможно, а оснований для отмены или изменения меры пресечения на более мягкую не имеется, она может быть продлена:

 

- до четырех месяцев – судьей того суда, который вынес постановление о применении меры пресечения, по представлению, согласованному с прокурором, который осуществляет надзор за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия;

- до девяти месяцев – судьей Апелляционного суда по представлению, согласованному с заместителем Генерального прокурора Украины, прокурором Автономной Республики Крым, области, города Киева и Севастополя и приравненных к ним прокуроров по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях;

- до восемнадцати месяцев – по представлению, согласованному с Генеральным прокурором Украины, его заместителем или самим этим прокурором; по особо сложным делам об особо тяжких преступлениях – судьей Верховного Суда Украины

Тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет. Особо тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы (ст. 12 УК Украины). Немедленно освободить лицо из-под стражи орган дознания, следователь, прокурор обязаны в случае окончания срока содержания под стражей как меры пресечения, предусмотренной ст. 156 УПК Украины, если этот срок не продлен в установленном законом порядке. Если постановление судьи о продлении срока содержания под стражей на день окончания срока не поступило, начальник места предварительного заключения обязан немедленно освободить обвиняемого из-под стражи.

Но и это еще не все. По смыслу ч. 6 ст. 156 УПК Украины в случае, когда уголовное дело было возвращено судом для производ­ства дополнительного расследования, срок содержания под стражей исчисляется с момента поступления дела прокурору и не может  превышать двух месяцев. Дальнейшее продление указанного срока может производиться только с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, установленных ч. 2 ст. 156 УПК Украины. Для продления срока  содержания под стражей следователь по согласованию с прокурором или прокурор  обращается в суд с представлением о продлении срока содержания  под стражей. Представление должно быть подано в суд:

- при продлении срока содержания под стражей до четырех месяцев – не позднее, чем за пять суток до окончания срока содержания под стражей;

- при продлении срока до девяти месяцев – не позднее пятнадцати суток до окончания срока содержания под стражей;

- при продлении срока содержания под стражей до восемнадцати месяцев – не позднее, чем за двадцать суток до окончания срока содержания под стражей.

После направления дела в суд с обвинительным заключением обвиняемый может ожидать суда под стражей неограниченно долго.

Общий срок содержания под стражей не должен превышать срока лишения свободы предусмотренного санкцией статьи, по которой привлекается обвиняемый.

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

1)  Заключение под стражу в качестве меры пресечения при­меняется, как правило, для удобства следователя и суда, которые предпочитают иметь гарантированную возможность проводить с обвиняемым следственные действия. Для суда, где требуется со­брать в одно время в одном зале множество людей (прокурора, ад­вокатов, потерпевших, свидетелей), проволочки из-за неявки под­судимых особенно нетерпимы, а потому воспринимаются очень бо­лезненно. Кроме того, человека помещают под стражу «на всякий случай», опасаясь, что он скроется или, что еще хуже, совершит новое преступление.

2)  Иногда органы досудебного следствия обосновывают необходимость взятие лица под стражу изменением им показаний, а также недостаточно мотивируют то, что он, находясь на свободе, может помешать установлении истины по делу и уклонится от следствия и суда.

Поэтому довольно типичны:

• вынесение немотивированных постановлений (определений) о заключении под стражу или мотивировка их исключительно опасностью вменяемого преступления;

• заключение под стражу при отсутствии доказательств ненад­лежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), без учета об­стоятельств, перечисленных в ст. 150 УПК  Украины;

  • заключение под стражу несовершеннолетних по делам о пре­ступлениях, не являющихся тяжкими.

3) Производство по уголовному делу часто тянется долго, ино­гда – несколько лет. Обусловлено это, прежде всего, объективными причинами, среди которых видное место занимают загруженность следователей и судей, медлительность экспертиз (особенно — ста­ционарных судебно-психиатри­ческих), нескорая работа компью­терных центров, выдающих обязательную для каждого дела ин­формацию о судимости обвиняемых. Обыкновением правоприменительной практики является сохранение меры пресечения в виде заключения под стражу, даже если время уходит на ожидание от­ветов на запросы и заключений экспертов, даже если судебное за­седание откладывается на месяц-полтора из-за неявки потерпевше­го или свидетеля. При этом характерно, что с находящимся под стражей обви­няемым следователь работает в первую и последнюю недели рас­следования, а в промежутке заключенный не участвует ни в каких следственных действиях и просто ждет (как правило, безрезуль­татно), когда его вызовут на допрос.

4) Законодательство дает простор для произвольного принятия решений о содержании под стражей, и отчасти поэтому формальные ошибки при вы­несении постановлений (определений) о заключении под стражу не так распространены. Среди характерных можно отметить следующие:

* применение меры пресечения содержание под стражей до возбуждения уголовного дела, особен­но — по делам, подлежащим досудебной подготовке по «прото­кольной форме» (ст. 425 УПК Украины);

* иногда заключение под стражу применяется к лицам, подозреваемым или обвиняемым в рамках уголовного дела, выделенного из другого уголовного дела без вынесения нового постановления о возбуждении дела;

5) Неединичны случаи избрания судами меры пресечения содержания под стражей, когда санкция статьи УК которая предусматривает ответственность за преступление, в совершении которого подозревается (обвиняется) лицо, не превышает трех лет лишения свободы, а исключительных обстоятельств не установлено.

Неизвещение близких родственников обвиняемого (подозре­ваемого) о факте заключения его под стражу и месте его содержания.

  6) Сохраняется практика использования заключения под стра­жу в качестве средства получения от обвиняемого (подозреваемо­го) угодных следствию показаний.

7) Представление об избрании меры пресечения иногда подписывает исполняющий обязанности прокурора без наличия приказа о назначении его исполняющим обязанности.

Как правило, пребывание людей под стражей в ходе досудебного  следствия превышает установленный ч. 1 ст. 156 УПК Украины двухмесячный срок. Имеются отдельные случаи содержания лиц под стражей в ходе досудебного следствия на протяжении сроков, превышающих максимальный. Иногда арестованные числятся за судом несколько лет, не получая разрешения своей участи.

8) Досудебное содержание под стражей  выступает иногда как средство раскрытия преступлений, когда в ходе расследования в органах внутренних дел широко применяются незаконные методы следствия (физическое или психическое насилие и т.п.).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1) Если Вы не заключены под стражу, не давайте повода к заключению под стражу и примите возможные меры для предупреждения такого решения органов уголовного преследования или суда:

• ни в коем случае не уклоняйтесь от явки по вызову к следо­вателю или в суд; если Вы не можете явиться ввиду тяжелой бо­лезни или по иной уважительной причине, поставьте в известность следователя (судью, его секретаря) по телефону или телеграммой;

• если Вы временно выехали из своей квартиры, обеспечьте систему оповещения о вызовах и повестках: попросите домочадцев или со­седей позвонить Вам по новому адресу; сообщите новый адрес и телефон следователю (судье, его секретарю);

• ограничьте свои контакты с лицами, являющимися в этом деле потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми; заявление любого из них о Вашей попытке запугать, подкупить их, другим способом принудить к изменению показаний – верный повод для взятия под стражу;

• если Вы намерены признать себя виновным, предложите по­терпевшим возместить причиненный им ущерб, и если они согла­сятся – попытайтесь убедить их написать заявление, что больше они к Вам претензий не имеют; возместив им материальный и моральный ущерб, получите с них расписку (лучше всего – в нескольких экземпля­рах) и заявите ходатайство о приобщении ее к материалам дела;

• попытайтесь получить письма в Вашу пользу от уважаемых людей, от трудового коллектива; отыщите документы, характери­зующие Вас положительно в какой-либо период жизни (грамоты, благодарности, характеристики из воинской части, удостоверения на нагрудные знаки), снимите с них копии и попросите приобщить их к материалам дела;

• соберите документы о состоянии своего здоровья и ходатай­ствуйте о приобщении их к материалам уголовного дела; надо за­метить, что сведения о психических расстройствах и черепно-моз­говых травмах могут, как это ни странно, побудить следователя избрать меру пресечения - содержание под стражей, чтобы принудительно провести судебно-психиатрическую экспертизу; поэтому такие материалы лучше приберечь, а если Вы все-таки извлечете их на свет, непременно выразите го­товность подвергнуться экспертизе на удобных для следователя ус­ловиях, без помещения в СИЗО.

Если Вас доставили к судье для решения вопроса о взятии Вас под стражу, будьте просты и кратки в выражениях. Обращайтесь к судье: «Уважаемый судья» или «Ваша честь», кратко, в двух-трех предложениях изложите свои аргументы (например: около трех суток я нахожусь в ИВС в ужасных условиях, у меня дома семья, дети, которые находятся у меня на иждивении, я раскаиваюсь в совершенном преступлении). Если Вы не совершали преступления, в котором Вас обвиняют, аргументируйте незаконность или необоснованность задержания. Заверяйте судью, что Вы будете являться по первому вызову следователя, прокурора, суда

2) Если в отношении Вас вынесено постановление (определение) о заключении под стражу, сделайте следующее:

непременно ознакомьтесь с этим постановлением;

• уточните порядок обжалования постановления (определения);

• проверьте соблюдение в отношение Вас норм законодательс­тва, которые были изложены выше;

• решите, обратите ли Вы вни­мание должностных лиц на эти нарушения сразу же либо изложи­те свои претензии в жалобе;

• потребуйте известить Ваших родственников о месте содержания под стражей;

• попав в СИЗО, всеми возможными путями, кроме самоого­вора, отказа от заявления разумных ходатайств и отказа от услуг защитника, ускоряйте ход уголовного судопроизводства, ибо каждый день, проведенный в СИЗО, – это тяжелое испытание;

• ведите учет времени, проведенного под стражей, чтобы к моменту истечения срока, указанного в постановлении суда о мере пресечения, Вы были готовы предпринять срочные шаги для своего освобождения (если Вас до взятия под стражу задержали, то срок заключения под стражу исчисляется с момента задержания – составления протокола о задержании); заяв­ляйте ходатайства о вызове новых свидетелей и истребовании до­казательств на ранних этапах досудебного следствия, не дожидаясь момента представления Вам всех материалов дела (кро­ме случаев, конечно, когда Вы считаете нужным сперва узнать, ка­кими уликами располагают органы уголовного преследования).

 

III.  ГАРАНТИИ ПРАВА ДОБИВАТЬСЯ  ОСВОБОЖДЕНИЯ

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Украинское законодательство признает за подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, содержащимся под стражей статус невиновного до тех пор, пока виновность человека не будет доказана в преду­смотренном законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 62  Консти­туции Украины­).

Право добиваться освобождения гарантируется, в частности:

• участием в процессе защитника, способного оказать обви­няемому (подозреваемому) квалифицированную юридическую по­мощь; защитник допускается к участию в деле с момента предъявления лицу протокола задержания или постановления о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения; во всяком случае — с момента предъявления обвинения (ст. 21 УПК Украины) обеспечить участие в процессе защитника — обязанность следователя, прокурора, суда, даже если Вы не пригласили своего знакомого адвоката (ст. 45 УПК Украины, ч. 4 п. 2 ст.47 УПК Украины).

• правом заключенного хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу, вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями (ч.1 ст. 9 Закона Украины «О предварительном заключении»);

• правом заключенного обращаться с ходатайствами и жало­бами; жалобы, адресованные прокурору и в суд, цензуре не подлежат и не позднее следующего рабочего дня направляются адресату (ст. 13 Закона Украины «О предварительном заключении»);

• установлением на стадии досудебного следствия законных сроков пребывания под стражей (содержание под стражей считается «законным», если произведено на основании постановления суда, однако если срок содержания не продлен – содержание под стражей считается незаконным), по истечении которых пребывание под стражей либо продлевается соответствующим  судом, либо прекращается автоматически или отменяется (ст. 156 УПК Украины);

• правом суда изменить меру пресечения «содержание под стражей» на иную по представлению, согласованному с прокурором, органа, в производстве которого находится дело;

• обращаться с ходатайством об изменении меры пресечения содержания под стражей на более мягкую можно в любое время.

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

1) В связи с тем, что в постановлении суда об избрании меры пресечения указывается только дата его принятия, поэтому установить достоверно, нарушен ли срок задержания, невозможно.

2) Подчас следователи уговаривают обвиняемого (подозрева­емого) обойтись без услуг защитника, дать показания в его отсут­ствие, а также предлагают избрать защитником определенного ад­воката, с которым у следователя сложились доверительные отно­шения (как правило, речь идет о бывшем коллеге, уволенном из правоохранительных органов).

3) Поскольку следователь очень загружен и спешит провести первичные допросы, он склонен не дожидаться появления в про­цессе защитника, которого выбрал сам обвиняемый (подозреваемый).

4) Администрация места содержания под стражей обычно на­рушает сроки направления жалоб и заявлений заключенных.

5) Свидания с родственниками даются заключенным в редких случаях, ст.162 УПК Украины предусматривает, что свидание может быть разрешено, как правило, не более одного раза в месяц.

6) Характерно автоматическое сохранение меры пресечения в виде заключения под стражу при переходе дела от одного должно­стного лица (органа) к другому.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1) Если Вы не богаты, Вам неразумно быть привередливым при назначении Вам защитника. От защитника по назначению, как правило, не приходится ожидать заинтересованного участия в деле, и с этим придется смириться. Но если он ведет защиту явно недобросовестно, не встречается с Вами в СИЗО, не выполняет Ваших просьб и не помогает формулировать ходатайства — пись­менно откажитесь от такого защитника и попросите заменить его (ч. 1 ст. 46 УПК Украины).

2) Если Вы способны заключить соглашение с адвокатом и оплатить его услуги — не спешите соглашаться с участием в деле защитника, назначаемого следователем. Попросите его дождаться, когда в дело вступит Ваш защитник. Следователь обя­зан ожидать не более 72 часов (ч. 6 ст. 47 УПК  Украины), а потом вправе назначить защитника через юридическую консультацию, но компромиссы всегда возможны.

3) Изобретите предлог для встречи с родственниками (напри­мер, продажа или приватизация квартиры), обещайте, что не ста­нете обсуждать с ними доказательства по уголовному делу и добей­тесь разрешения на свидание; такое обещание не мешает Вам рас­сказать об условиях пребывания под стражей, попросить родствен­ников найти другого защитника, собрать справки о состоянии здоро­вья и характеристики. Напишите родственникам из СИЗО.

   4) Активно, но не назойливо добивайтесь реализации сво­их прав; при необходимости Ваши просьбы излагайте письменно. Если потребуется — обращайтесь с жалобами к прокурору и в вы­шестоящие для администрации ИВС и СИЗО органы.

5) Не злоупотребляйте жалобами и ходатайствами по поводу освобождения Вас из-под стражи; адресованные следователю или прокурору, они просто оседают в деле и создают Вам репутацию кверулянта, восстанавливают против Вас тех, от кого зависит Ваша судьба. Вместе с тем, не упускайте возможности просить об изменении меры пресечения, если состояние Вашего здоровья резко ухудшилось, обстановка дома изменилась так, что требует Вашего присутствия, произошли какие-другие серьезные изменения.

 

IV.  ОБЖАЛОВАНИЕ  В АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИСТОРИЯ  ПРОЦЕДУРЫ

 

Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями, вошедший в историю юриспруденции под названием “Habeas Corpus Act”, был принят в Англии в 1679 году. Имеющиеся в современном мире процедуры проверки судьями правомерности заключения и содержания лиц под стражей восходят к этому документу. Лишь 15 декабря 1992 г. новая процедура вошла в УПК Украины, когда санкция прокурора на арест подозреваемого или обвиняемого могла быть обжалована в суд. 21 июня 2001 года принят Закон Украины «О внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины», который вступил в действие с 29 июня 2001 года, предусмотрев избрание меры пресечения в виде содержание под стражей судом.

 

СУБЪЕКТЫ  ОБЖАЛОВАНИЯ

 

На постановление (определение) суда об избрании меры пресечения в виде  содержания под стражей может быть подана апелляция в течении трех суток со дня его вынесения. Апелляция может быть подана прокурором, подозреваемым, обвиняемым, его защитником или законным представителем несовершеннолетнего и подается непосредственно в апелляционный  суд (ч. 5 ст. 349 УПК Украины). Апелляция родственников совершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) не принимается. 

В Апелляции обязательно должны быть указаны:

-  название  суда, которому адресуется апелляция;

-  лицо, которое подает апелляцию;

-  постановление (определение), на которое подается апелляция и название суда их постановившего;

-  указание на то, в чем заключается незаконность постановления (определения) и доводы на ее (апелляции) обоснование;

-  просьба лица, подающего апелляцию;

-  перечень документов, прилагаемых к апелляции (ст. 350 УПК Украины).

При невыполнении лицом, подающем апелляцию, этих требований апелляция остается без движения, о чем должно быть сообщено лицу, ее подавшему, а также предложено ему в течение семи суток переделать ее в соответствии с требованиями закона. Если в указанный срок эти требования не будут выполнены, апелляция оставляется без рассмотрения (ст. 352 УПК Украины). Повторная подача апелляции, если срок ее подачи пропущен без уважительных причин, не допускается. Апелляция должна быть написана разборчиво, изложена кратко, четко, твердо и с максимальной уважительностью по отношению к суду.

 

ТИПИЧНЫЕ  НАРУШЕНИЯ

 

Согласно ч. 1 ст. 382 УПК Украины, апелляция на постановление (определение) суда о взятии под стражу рассматривается не позднее, чем через трое суток после ее поступления в апелляционный суд. Для рассмотрения апелляции соответствующие материалы уголовного дела безотлагательно истребуются апелляционным судом от органа, который проводит дознание или расследование – милиции, прокуратуры, СБУ.

Определенный законом срок часто нарушается, поскольку истребуемые апелляционным судом материалы задерживаются, в частности, и потому, что денег на пересылку почты в судах недостаточно.

Если апелляция подается через администрацию ИВС или СИЗО, администрация этих учреждений обязана в течение 24 часов с момента получения апелляции направить ее в апелляционный суд, однако и эти сроки зачастую не выдерживаются.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

К апелляции рекомендуется приобщить следующие документы:

-  положительную характеристику,

-  справку об иждивенцах,

-  справку о состоянии здоровья,

-  письменные поручительства уважаемых людей или организаций.

В необходимых случаях – документы, подтверждающие возможность внести залог.

Собрать эти документы могут родственники и защитник, причем, защитник  имеет право направлять обязательные для исполнения запросы в адрес учреждений, предприятий и организаций.

Результативность ходатайств об освобождении из-под стражи чрезвычайно низка: система уголовной юстиции крайне неохотно дает «обратный ход», что связано с установившимися критериями оценки работы следователей, прокуроров и, отчасти, судей.

УЧАСТНИКИ И ПОРЯДОК  РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИИ

 

Получив апелляцию, апелляционный суд безотлагательно истребует материалы уголовного дела. Апелляция должна быть рассмотрена, как указывалось выше, не позднее, чем через трое суток после ее поступления в апелляционный суд. Она рассматривается судом в составе трех судей, один из которых председательствующий. Председательствующий или один из судей докладывает существо обжалуемого постановления, сообщает, кем и в каком объеме постановление  обжаловано, знакомит  участников судебного разбирательства с дополнительными  материалами, если они поступили, излагает основные доводы апелляции и возражения, если таковые были поданы, других участников процесса. Неявка участников процесса на заседание суда апелляционной инстанции не является препятствием для рассмотрения дела.

В рассмотрении апелляции участвуют:

-  прокурор отдела областной прокуратуры (но не тот, который обращался в суд с представлением об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу); этот прокурор, тем не менее, придерживается, как правило, такой позиции: обвиняемый (подозреваемый) должен содержаться под  стражей;

-  защитник обвиняемого (подозреваемого), если он у него есть или если обвиняемый  (подозреваемый) просил его назначить;

-  законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого);

-  при необходимости, обвиняемый (подозреваемый).

Выслушав пояснения участников рассмотрения апелляции, председательствующий предоставляет слово защитнику, если тот принимает участие, а затем прокурору.

Апелляционный суд принимает одно из трех решений: либо оставляет постановление (определение) суда без изменений, а апелляцию - без удовлетворения,  отменяет постановление (определение) и возвращает дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции или отменяет постановление и выносит свое постановление. Постановление апелляционного суда обжалованию не подлежит, также, как не подлежит обжалованию и постановление апелляционного суда о продлении срока содержания под стражей до 9 месяцев. Это положение противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции Украины и п. 4 ст. 9 Международного Пакта о гражданских и  политических  правах. В ч. 3 ст. 55 Конституции Украины записано, что каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина. Лишение права на обжалование решения апелляционного суда о взятии под стражу или продлении срока содержания под стражей лишает арестованного использовать все национальные способы защиты своих прав. Международным Пактом о гражданских и политических правах в п. 4 ст. 9 предусмотрено, что каждому, кто лишен свободы вследствие взятия под стражу или содержания под стражей, принадлежит право на рассмотрение его дела в суде. Верховный Суд Украины является наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, однако в эту судебную инстанцию содержащееся под стражей лицо не имеет права обратиться с жалобой на взятие его под стражу. Поэтому если Апелляционный суд допустил ошибку при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, исправить ее невозможно.

 

ОСТАВЛЕНИЕ  АПЕЛЛЯЦИИ  БЕЗ  РАССМОТРЕНИЯ

 

Апелляция остается без рассмотрения в следующих случаях:

-  не выполнены требования ст. 350 УПК Украины относительно содержания апелляции;

-  апелляция подана с пропуском срока, установленного ч. 7 ст. 165-2 УПК Украины (в течении трех суток), и отсутствии ходатайства о его восстановлении (ст.ст. 352, 353 УПК Украины);

-  апелляция подана лицом, которое не имеет на это права.

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1) Направляйте апелляцию лишь в том случае, если у вас есть вес­кие аргументы в пользу признания Вашего содержания под стражей незаконным или необоснованным.

2) Письменную апелляцию озаглавьте словом «Апелляция». Будьте кратки. Текст располагайте наглядно. Пишите разборчиво.

3) Чтобы апелляция не затерялась, сохраните выдаваемую адми­нистрацией СИЗО расписку в ее получении. Если расписка не вы­дается, попросите лицо, принимающее апелляцию, расписаться на ее копии с указанием даты.

4)  Наилучший способ донести свои аргументы до апелляционного суда — это участие защитника при рассмотрении апелляции.

 

V.  ЖАЛОБА  АДМИНИСТРАЦИИ

СЛЕДСТВЕННОГО  ИЗОЛЯТОРА

 

 

Жаловаться администрации следственного изолятора или прокурору, надзирающему за исполнения законов в местах содержания под стражей, то есть не тем лицам, которые осуществляют производство по уголовному делу, целесообразно в следующих случаях:

-  если имеется постановление (определение) суда об освобождении Вас из-под стражи, но Вас продолжают содержать в СИЗО;

-  если истек срок содержания под стражей в ходе досудебного следствия и не получено постановления (определения) соответствующего суда на дальнейшее продления срока содержания под стражей. 

Окончание срока содержания под стражей, если он не продлен в установленном законом порядке, является основанием для освобождения обвиняемого из-под стражи.

Согласно ст. 20 Закона Украины «О предварительном заключении», «Начальник места содержания под стражей должен не позднее, чем за 7 суток до окончания срока, уведомить об этом следователя или орган дознания, в производстве которого находится дело, а также прокурора, который осуществляет надзор за его проведением, а в день окончания срока - прокурора, который осуществляет надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства, по постановлению которого обвиняемый освобождается из-под стражи. Лицо, которое во время досудебного следствия по уголовному делу содержалось под стражей в течение максимального срока, установленного ст. 156 УПК Украины (полтора года), подлежит немедленному освобождению администрацией учреждения в первый день по истечении этого срока. Оно не может быть освобождено только в случае, если получено уведомление следователя или прокурора об окончании предварительного следствия и предъявлении его материалов для ознакомления лицу, содержащемуся под стражей. Персональная ответственность за освобождение заключенного возлагается в этом случае на начальника места предварительного заключения. Лицо, освобожденное из-под стражи, обеспечивается администрацией места предварительного заключения бесплатным проездом к месту жительства. В необходимых случаях ему выдается денежное пособие и одежда (ст. 20 Закона Украины «О предварительном заключении»).

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

Несоблюдение требований закона о немедленном освобождении лиц, срок содержания которых под стражей истек, из боязни повредить ходу расследования дела.

Несвоевременное направление в места предварительного заключения постановления (определения) судьи об освобождении из-под стражи.

Несвоевременное направление материалов дела в апелляционный суд.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Если заключение под стражу отменяется на основании судебного решения, требуйте, чтобы Вас выпустили из «клетки», установленной в зале суда, и немедленно освободили. Это  избавит Вас от необходимости возвращаться под конвоем в следственный изолятор и вести переговоры об освобождении с должностными лицами СИЗО.

Жалоба должна быть очень краткой и содержать ссылку именно на истечение законного срока содержания Вас под стражей. Приведение других аргументов  в данном  случае излишне и может замедлить рассмотрение жалобы. Направляйте жалобу одновременно начальнику места содержания под стражей и прокурору.

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ЖАЛОБЫ

 

Поскольку речь идет о применении нового законодательства, точно оценить сегодня  его эффективность невозможно. Существует предположение, основанное на знании прежней практики, о том, что администрация мест содержания под стражей будет придерживаться прежней тактики: во многих случаях умышленно задерживать под разными предлогами рассмотрение законных жалоб, покрывая огрехи следственной работы и ожидая, когда все-таки ей придет документ о продлении срока содержания под стражей.

 

VI.  ОБРАЩЕНИЕ  К  УПОЛНОМОЧЕННОМУ 

ПО  ПРАВАМ  ЧЕЛОВЕКА

 

Статья 55 Конституции Украины дает право каждому гражданину обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека. 

Получив жалобу, Уполномоченный вправе организовать ее проверку с помощью своего аппарата или направить ее для проверки соответствующим должностным лицам. Он может отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Уполномоченный вправе получать объяснения от любых должностных лиц, кроме судей. Он не рассматривает обращения, которые рассматриваются судами. Если заинтересованное лицо подало заявление или жалобу в суд, Уполномоченный приостанавливает уже начатое рассмотрение.

Однако в области уголовного судопроизводства возможности Уполномоченного  ограничены. Согласно ст. 13 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека», он вправе знакомиться только с уголовными делами, приговоры по которым вступили в законную силу, либо с прекращенными делами, либо с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела. Уполномоченный может также ходатайствовать перед судьями и прокурорами соответствующих рангов об опротестовании постановлений судей и определений судов.

Таким образом, Уполномоченный лишен возможности эффективно помочь Вам при рассмотрении вопроса о дальнейшем содержании Вас под стражей. Как правило, его аппарат будет просто пересылать жалобы арестованных соответствующим государственным чиновникам, к которым Вы и сами вправе обратиться лично или через своего защитника.  Можно предположить, что в данном случае обращение к Уполномоченному способно сыграть примерно такую же роль, как и письмо в адрес Президента, депутата, влиятельной общественной организации.

Рекомендуется использовать влияние Уполномоченного для освобождения из-под стражи лишь как дополнительное средство по отношению к мерам, уже описанным выше.

 

ОСНОВНЫЕ  НОРМАТИВНЫЕ  АКТЫ

 

Конституция Украины, принятая Верховной Радой Украины 28 июня 1996 года.

Международный Пакт о гражданских и политических правах. Вступил в силу 23 марта 1976 года, ратифицирован Союзом ССР 18 сентября 1976 года.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная 4 ноября 1950 года и вступившая в силу для Украины 17 сентября 1997 года.

Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека», принят 23 декабря 1997 г.

Уголовно-процессуальный кодекс Украины, принят 28 декабря 1960 г. с изменениями, в том числе внесенными 21 июня и 12 июля 2001 г.

Уголовный кодекс Украины, принят 5 апреля 2001 г., вступил в действие с 1 сентября 2001 г.

Закон Украины «О предварительном заключении», принят Верховной Радой Украины и подписан Президентом 30 июня 1993 г.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА  НЕЗАКОННЫЕ

ЗАДЕРЖАНИЕ  И  ВЗЯТИЕ ПОД СТРАЖУ

 

Статья 371 Уголовного кодекса Украины гласит:

«Заведомо незаконное задержание или незаконный привод – наказываются лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или ограничением свободы на срок до трех лет.

Заведомо незаконные арест или содержание под стражей – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или были совершены из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», подлежит возмещению ущерб, причиненный гражданину вследствие незаконного взятия и содержания под стражей, незаконного привлечения в качестве обвиняемого. Причиненный ущерб возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, суда, прокуратуры. Гражданину возмещается заработок и другие денежные доходы, которых он лишился вследствие незаконных действий, суммы, оплаченные гражданином в связи с оказанием ему юридической помощи, моральный ущерб.

Моральным ущербом признаются страдания, причиненные гражданину вследствие физического или психического воздействия, что привело к ухудшению или лишению возможностей реализации им своих привычек, желаний. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Размер возмещаемого ущерба определяют органы, которые осуществляли дознание, следствие, в месячный срок со дня обращения к ним гражданина (ст.12 упомянутого Закона). Вопрос о возмещении морального ущерба по заявлению гражданина решается судом. Заявление об обжаловании постановления о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия или прокуратуры, по выбору гражданина, может быть подано в суд по месту его жительства или по месту нахождения соответствующего органа. Стороны в этих делах освобождаются от уплаты судебных расходов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ИВС — изолятор временного содержания;

ИК — исправительная колония;

КоАП Украины — Кодекс об административных правонарушениях Украины, принятый Верховным Советом УССР 28.12.1960 г. и введенный в действие с 01.04.1961 г.;

п. — пункт;

пост. ПВС Украины №. . . от. . . — постановление Пленума Вер­ховного Суда Украины;

СИЗО — следственный изолятор;

ст. — статья;

УИК Украины — Уголовно-исполнительный кодекс Украины, принятый Верховной Радой Украины 11.07.2003 г., введен в действие 01.01.2004 г.

 

УК Украины — Уголовный кодекс Украины, приня­тый Верховной Радой 5 апреля 2001 г. и введенный в действие с 01.09.2001 г.;

УПК Украины — Уголовно-процессуальный кодекс Украины, принятый Верховным Советом УССР 28.12.1960 г. и введенный в действие с 01.04.1961 г.;

ч. — часть.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СЛОВАРИК

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ  ИНСТАНЦИЯ – коллегия из трех судей вышестоящего суда, обязанная в предусмотренных законом случаях при поступлении представления прокурора или жалобы другой стороны проверить законность и обоснованность судебного решения, не  вступившего в законную силу; в уголовном судопроизводстве для принесения представления и жалоб на приговор суда установлен 15-ти суточный срок со дня вынесения приговора, определения, постановления суда. Для лиц, находящихся под стражей – со дня вручения копии приговора, определения, постановления.

ВЗЯТИЕ ПОД СТРАЖУ – (в уголовном судопроизводстве) – наиболее строгая мера пресечения, состоящая в принудительной изоляции обвиняемого (подозреваемого) путем заключения его  в специальное охраняемое учреждение (как правило, в СИЗО); тоже, что заключение под стражу.

ДОЗНАВАТЕЛЬ – сотрудник органа дознания, уполномоченный производить расследование уголовного дела, как правило, оперуполномоченный органа внутренних дел.

ЗАКОННЫЙ  ПРЕДСТАВИТЕЛЬродитель, усыновитель, опекун, попечитель обвиняемого (подозреваемого); полномочия законного представителя не требуют специального признания – достаточно представить документ, подтверждающий родственные отношения с обвиняемым (подозреваемым), факт усыновления (удочерения), опеки или попечительства.

 ИЗОЛЯТОР  ВРЕМЕННОГО  СОДЕРЖАНИЯ (ИВС) – место содержания задержанных; как правило, при отделе внутренних дел.

ИНКРИМИНИРОВАТЬ — вменить в вину.

ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ИУ) — разных ре­жимов исправительная колония, воспитательная колония, колония-поселение, тюрьма, где отбывается наказание лицами, осужденными к лишению свободы.

КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ — коллегия судей Верховного Суда Украины.

КВЕРУЛЯНТ — патологический жалобщик; лицо, упорно и не­обоснованно жалующееся.

ЛИЦО, ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ДОЗНАНИЕ, — дознаватель, расследующий конкретное дело в полном объеме или производящий по нему не­отложные следственные действия до передачи его следователю.

ОБВИНЯЕМЫЙ — лицо, в отношении которого вынесено постанов­ление органа уголовного преследования о привлечении его к делу в качестве обвиняемого; на разных этапах производства обвиняемый может именоваться «подсудимым», «осужденным», «оправданным».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ — всякое, кроме приговора, вынесенное колле­гиально решение суда первой инстанции, а также решение суда второй инстанции.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ — милиция, органы безопасности, погранич­ной охраны, таможенные и налоговые органы, а также другие ор­ганы и должностные лица, перечисленные в ст. 101 УПК Украины.

ОРГАНЫ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ — лицо, производящее дознание, орган дознания, следователь, прокурор.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ — лицо, задержанное по подозрению в со­вершении преступления, а также лицо, к которому применена ме­ра пресечения до предъявления ему обвинения; максимальный срок пребывания лица в положении подозреваемого — 10 суток (ч.4 ст. 148 УПК Украины).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ — решение лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи, а также решения президиумов судов.

ПРИГОВОР — решение суда первой инстанции по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и применении либо не­применении к нему наказания.

ПРОКУРОР — должностное лицо прокуратуры, имеющее пол­номочия в соответствии с законодательством о прокуратуре и ст. 121 Конституции Украины; в более широком смыс­ле — прокурор, его заместители и помощники.

СЛЕДОВАТЕЛЬ — должностное лицо прокуратуры, органов вну­тренних дел или СБУ, производящее по уголовным делам предва­рительное следствие.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР (СИЗО) — место содержания в ус­ловиях изоляции лиц, в отношении которых в качестве меры пре­сечения избрано заключение под стражу.

СТОРОНА — органы и лица, на началах состязательности осу­ществляющие в уголовном судопроизводстве как уголовное преследова­ние (лицо, производящее дознание, орган дознания, следователь, прокурор), так и защиту (обвиняемый (подозреваемый), его защит­ник и/или законный представитель).

СУД — орган власти, рассматривающий уголовные и граждан­ские дела в соответствии с правилами подсудности и подведомст­венности; кроме судов общей юрисдикции, имеются Хозяйственные суды, Высшие специализированные суды и Конституционный Суд Украины.

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО — процедура рассмотрения по существу уголовного дела судом первой инстанции.

СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ — суд, имеющий право постановить приговор по делу.

СУДЬЯ — должностное лицо судебной власти, назначенное на должность для осуществления правосудия по уголовным и граж­данским делам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОБРАЗЦЫ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

  к III разделу

Прокурору Петровского района г. Донецка

А. Н. Злобину от Петра Георгиевича Бондаренко, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 368 УК Украины, содержащегося в СИЗО-5

ХОДАТАЙСТВО

Прошу Вас внести представление в суд об изменении мне меры пресечения в виде заключения под стражу, избранную в отношении меня 10 сентября 2008 г., на подписку о невыезде.

Я признал свою вину в получении взятки, чистосердечно рас­каялся, давал показания и участвовал в осмотре моего служебного кабинета. У меня нет намерения скрыться от следствия, воспре­пятствовать установлению истины по делу, заняться недозволенной деятельностью. Ранее я не совершал никаких преступлений, имею постоянное место жительства. Прошу разрешить мне до суда нахо­диться с семьей.

  На основании ст.165-1 УПК Украины

 

  ПРОШУ: 

 Внести представление в Петровский районный суд г. Донецка об изменении мне меры пресечения содержание под стражей на подписку о невыезде.

  П.Г. Бондаренко. 

Дата.

 

к разделу V 

Начальнику СИЗО-5  полковнику

 внутренней службы Г. М. Курганову.

Копия: прокурору Петровского района

Н-ской области от заключенной  

Е. Ю. Барской (камера 212).

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я была арестована по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 185 ч. 2 УК Украины. Постановление судьи о заключении меня под стражу сроком на 2 (два) месяца было вынесено 15 июля 2008 г. В настоящее время срок моего содержания под стражей истек и прокурором в уста­новленном законом порядке не внесено представление в суд о продлении срока содержания меня под стражей.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 8 ст. 156 УПК Украины и ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О предварительном заключении»,

ПРОШУ:

немедленно освободить меня из-под стражи Вашим постанов­лением и выдать принадлежащие мне вещи.

Дата  Е. Ю. Барская

 

к разделу IV

Донецкому апелляционному суду

адвоката Иванова С.П. по делу Смирнова Константина Дмитриевича (имя и отчество адвоката полностью не обязательно, а для обвиняемого полное имя и отчество обязательно), обвиняемого по ст. 115 ч. 1 УК Украины

 

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

Постановлением судьи Петровского районного суда г. Донецка от 17 сентября 2008 года в отношении Смирнова К.Д. избрана мера пресечения содержание под стражей. Данное постановление является незаконным по следующим основаниям.

Мера пресечения в виде содержания под стражей применяется при наличии достаточных оснований считать, что обвиняемый будет стараться уклоняться от следствия и суда или продолжать преступную деятельность (ст. 148 УПК Украины) В постановлении судьи о применении ко мне меры пресечения в виде содержания под стражей не указаны эти основания.

Согласно статье 150 УПК Украины, при избрании меры пресечения учитывается тяжесть преступления, в совершении которого обвиняется лицо, его возраст, состояние здоровья, материальное положение, место жительства.

Смирнов К.Д. ранее правонарушений не совершал, проживает с родителями, является инвалидом детства 2-й группы, по месту жительства характеризуется положительно.   

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.  165-2 ч.7,  347,  366 УПК Украины

 

П Р О Ш У:

отменить постановление судьи Петровского районного суда г. Донецка от 17 сентября 2008 года об избрании меры пресечения содержание под стражей в отношении Смирнова Константина Дмитриевича и дело возвратить на новое судебное рассмотрение в Петровский районный суд.

 

Адвокат    Иванов С.П.

Приложения:

-  справка о состоянии здоровья,

-  характеристика.