Міжнародний фонд "Відродження"

Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека

Закон Украины

Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека.

Настоящий закон регулирует отношения, воз­никающие в связи с обязанностью государства исполнить решения Европейского суда по правам человека по делам против Украины; с необходи­мостью устранения причин нарушения Украиной Конвенции о защите прав человека и основопола­гающих свобод и протоколов к ней; с внедрением в украинское судопроизводство и административ­ную практику европейских стандартов прав чело­века; с созданием предпосылок для уменьшения числа заявлений в Европейский суд по правам че­ловека против Украины.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе термины употребляют­ся в следующем значении:

Конвенция — Конвенция о защите прав чело­века и основополагающих свобод 1950 года и протоколы к ней, согласие на обязательность ко­торых дано Верховной Радой Украины;

Суд — Европейский суд по правам человека;

Комиссия — Европейская комиссия по правам человека;

практика Суда — практика Европейского суда по правам человека и Европейской комиссии по правам человека;

Решение — а) окончательное решение Евро­пейского суда по правам человека по делу против Украины, которым признано нарушение Конвен­ции о защите прав человека и основополагающих свобод; б) окончательное решение Европейского суда по правам человека относительно справед­ливой сатисфакции в деле против Украины; в) ре­шение Европейского суда по правам человека от­носительно дружеского урегулирования по делу против Украины;

Взыскатель — а) заявитель в Европейский суд по правам человека по делу против Украины, в пользу которого постановлено решением Евро­пейского суда по правам человека или с которым достигнуто дружеское урегулирование, либо его представитель, либо его правопреемник; б) лицо (группа лиц), в пользу которой решением Евро­пейского суда по правам человека определена обязанность Украины по межгосударственному делу;

возмещение — а) сумма справедливой сатис­факции, определенная решением Европейского суда по правам человека в соответствии со статьей 41 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод; б) определенная в решении Европейского суда по правам человека относительно дружеского урегулирования сумма денежной выплаты в пользу Взыскателя;

исполнение Решения — а) выплата Взыскателю возмещения и принятие дополнительных мер индивидуального характера; 6) принятие мер об­щего характера;

Орган представительства — орган, ответственный за обеспечение представительства Украины в Европейском суде по правам человека и исполне­ние его решений;

оригинальный текст — официальный текст, вы­полненный на официальным языке Совета Евро­пы: а) Конвенции о защите прав человека и осно­вополагающих свобод 1950 года и протоколов к ней; б) решения и определения Европейского су­да по правам человека; в) определения Европейской комиссии по правам человека.

Статья 2. Исполнение Решения

1. Решение является обязательным для испол­нения Украиной в соответствии со статьей 46 Кон­венции.

2. Порядок исполнения Решения определяется настоящим Законом, Законом Украины «Об ис­полнительном производстве», иными нормативно-правовыми актами с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 3. финансирование расходов на испол­нение Решения

1.  Исполнение Решения осуществляется за счет Государственного бюджета Украины.

 

Глава 2. ДОСТУП К РЕШЕНИЮ

Статья 4. Краткое изложение Решения

1. В течение трех дней со дня получения уве­домления о приобретении Решением статуса окончательного орган представительства готовит и направляет для опубликования в газетах «Урядовий кур'єр» и «Голос Украины» краткое изложе­ние Решения на украинском языке (далее — крат­кое изложение Решения), которое должно вклю­чать:

а) официальное название Решения на языке оригинала и в переводе на украинский язык;

б) номер заявления в Суд;

в) дату постановления Решения;

г) краткое изложение фактов по делу;

д) краткое изложение вопросов права;

е) перевод резолютивной части Решения.

2. Указанные в части первой настоящей статьи издания публикуют краткое изложение Решения в течение семи дней со дня его получения.

Статья 5. Уведомление о Решении

1. В течение трех дней Орган представитель­ства направляет краткое изложение Решения Взыскателю, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, всем государствен­ным органам, должностным лицам и другим субъ­ектам, прямо причастным к делу, по которому постановлено Решение, вместе с копией ориги­нального текста.

Статья 6. Перевод и обнародование Решения

1. С целью выполнения мер общего характера государство обеспечивает перевод и опубликова­ние полных текстов Решений на украинском язы­ке специализированным в вопросах практики Су­да юридическим изданием, имеющим распрос­транение в профессиональной среде правоведов.

2. Аутентичность перевода полных текстов Ре­шений удостоверяется Органом представитель­ства.

3. Определения издания, которое будет осу­ществлять перевод и опубликование полных тек­стов Решении, а также заказ необходимого количества экземпляров издания с целью обеспечения судов, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, службы безопасности, учреждений исполне­ния наказаний, других заинтересованных субъек­тов осуществляются на конкурсной основе Орга­ном представительства.

4. Обеспечение судей опубликованным пере­водом полных текстов Решений возлагается на государственный орган, ответственный за органи­зационно-материальное обеспечение судов.

Глава 3. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ

  Статья 7. Обращение Решения к исполнению в части выплаты возмещения

1. В течение трех дней со дня получения уве­домления Суда о приобретении Решением стату­са окончательного Орган представительства:

а) направляет Изыскателю уведомление с разъяснением его права подать в государствен­ную исполнительную службу заявление о выплате возмещения, в котором должны быть указаны рек­визиты банковского счета для перечисления средств;

б) направляет в государственную исполни­тельную службу оригинальный текст и перевод резолютивной части Решения. Аутентичность пе­ревода удостоверяется Органом представитель­ства.

Государственная исполнительная служба на протяжении трех дней со дня поступления доку­ментов, указанных в пункте «б» настоящей части, открывает исполнительное производство.

2. Неподача Взыскателем заявления о выплате возмещения не является препятствием для исполнения Решения,

Статья 8. Выплата возмещения

1. Выплата Взыскателю возмещения должна  быть осуществлена в трехмесячный срок с момента приобретения Решением статуса окончатель­ного.

2. В случае нарушения срока, указанного в части первой настоящей статьи, на сумму возме­щения начисляется пеня в соответствии с Решением.

3. В течение одного месяца со дня открытия исполнительного производства по Решению госу­дарственная исполнительная служба направляет в Государственное казначейство Украины постанов­ление об открытии исполнительного производ­ства и документы, предусмотренные в пункте «б» части первой статьи 7 настоящего Закона.

4. Государственное казначейство Украины в, течение 10 дней со дня поступления указанных в части третьей настоящей статьи документов осуществляет списание на указанный Взыскателем банковский счет, а в случае его отсутствия — на депозитный счет государственной исполнительной службы средств из соответствующей бюджет­ной программы Государственного бюджета Укра­ины. Порядок сохранения средств на депозитном счете государственной исполнительной службы определяется Законом Украины «Об исполнитель­ном производстве».

5. Подтверждение списания, полученное от Государственного казначейства Украины, является для государственной исполнительной службы основанием для окончания исполнительного производства.

6. Государственная исполнительная служба в течение трех дней направляет Органу представительства постановление об окончании исполнительного производства и подтверждении списания средств.

Статья 9. отдельные вопросы, связанные с выплатой возмещения

1. Если установить местопребывание (место­нахождение) Взыскателя — физического лица не­возможно, а также в случае смерти Взыскателя -физического лица либо реорганизации или ликви­дации Взыскателя — юридического лица сумма возмещения перечисляется на депозитный счет государственной исполнительной службы. Анало­гичная процедура применяется в случае, предус­мотренном частью второй статьи 7 настоящего Закона.

2. Сумма возмещения, находящаяся на депо­зитном счете государственной исполнительной службы, перечисляется:

а) на счет Взыскателя после подачи им соот­ветствующего заявления;

б) на счета наследников Взыскателя — физи­ческого лица после представления ими должным образом оформленных документов, предоставля­ющих им право на получение наследства;

в) на счет правопреемника реорганизованного Взыскателя — юридического лица после пред­ставления им должным образом оформленных документов, подтверждающих его правопреемство;

г) на счета учредителей (участников, акционеров) ликвидированного Взыскателя — юридичес­кого лица после представления ими решений суда, подтверждающих их статус учредителей (участников, акционеров) ликвидированного Взыскателя — юридического лица на момент ликвидации и  определяют долю возмещения, причитающуюся к выплате каждому из учредителей (участников, акционеров).

3. Информацию о наличии на депозитном сче­те государственной исполнительной службы сум­мы возмещения государственная исполнительная служба направляет Органу представительства.

4. Истцом по делам о возмещении убытков, нанесенных Государственному бюджету Украины вследствие выплаты возмещения, выступает Ор­ган представительства, который обязан в течение трех месяцев с момента, определенного в части четвертой статьи 8 настоящего Закона, обратить­ся в суд с соответствующим иском.

Статья 10. Дополнительные меры индивиду­ального характера

1. С целью обеспечения восстановления нару­шенных прав Взыскателя, кроме выплаты возме­щения, применяются дополнительные меры индивидуального характера.

2. Дополнительными мерами индивидуального характера являются:

а) восстановление настолько, насколько это возможно, предыдущего юридического состоя­ния, которое Взыскатель имел до нарушения Кон­венции (restitutio in integrum);

б) меры, предусмотренные в решении Суда о дружеском урегулировании.

3. Восстановление предыдущего юридическо­го состояния Взыскателя осуществляется, в час­тности, путем:

а) повторного рассмотрения дела судом, включая возобновление производства по делу;

б) повторного рассмотрения дела администра­тивным органом.

Статья 11. Действия Органа представитель­ства по принятию дополнительных мер индивиду­ального характера

1. В течение трех дней со дня получения уве­домления о приобретении Решением статуса окончательного Орган представительства:

а) направляет Взыскателю уведомление с разъяснением его права возбудить производство о пересмотре дела и/или о его праве на возоб­новление производства в соответствии с действующим законодательством;

б) уведомляет органы, являющиеся ответ­ственными за выполнение предусмотренных в ре­шении Суда о дружеском урегулировании дополнительных мер индивидуального характера, о со­держании, порядке и сроках выполнения этих мер. К уведомлению прилагается перевод реше­ния Суда о дружеском урегулировании, аутентич­ность которого удостоверяется Органом предста­вительства.

2. Контроль за выполнением дополнительных мер индивидуального характера, предусмотрен­ных в решении Суда о дружеском урегулирова­нии, возлагается на Орган представительства.

3. Орган представительства в рамках осущес­твления предусмотренного частью второй настоя­щей статьи контроля имеет право получать от ор­ганов, являющихся ответственными за выполне­ние дополнительных мер индивидуального харак­тера, предусмотренных в решении Суда о дружес­ком урегулировании, информацию о ходе и последствиях выполнения таких мер, а также вносить Премьер-министру Украины представление отно­сительно обеспечения выполнения дополнитель­ных мер индивидуального характера.

Статья 12. Действия органов, являющихся ответственными за выполнение дополнительных мер индивидуального характера

1. Органы, ответственные за выполнение до­полнительных мер индивидуального характера, обязаны:

а) безотлагательно и в определенный Решени­ем и/или действующим законодательством срок выполнить дополнительные меры индивидуально­го характера;

б) представлять информацию на запросы Органа представительства о течении и последствиях выполнения дополнительных мер индивидуально­го характера;

в) действенно и без проволочек реагировать на представление Органа представительства;

г) о выполнении дополнительных мер индиви­дуального характера уведомить Орган представи­тельства.

Статья 13. Меры общего характера

1. Меры общего характера применяются в це­лях обеспечения соблюдения государством поло­жений Конвенции, нарушение которых установле­но Решением, обеспечения устранения недостат­ков системного характера, которые лежат в осно­ве выявленного Судом нарушения, а также устранения основания для поступления в Суд заявлений против Украины, вызванных проблемой, которая уже была предметом рассмотрения в Суде. 

2. Мерами общего характера являются меры, направленные на устранение указанной в Реше­нии системной проблемы и ее первопричины, в  частности:

а) внесение изменений в действующее зако­нодательство и практику его применения;

б) внесение изменений в административную практику;

в) обеспечение юридической экспертизы законопроектов;

г) обеспечение профессиональной подготовки по вопросам изучения Конвенции и практики Су­да прокуроров, адвокатов, работников правоохра­нительных органов, работников иммиграционных служб, других категорий работников, профессио­нальная деятельность которых связана с правоприменением, а также с содержанием людей в ус­ловиях лишения свободы;

д) другие меры, которые определяются — при условии надзора со стороны Комитета министров Совета Европы — государством-ответчиком в со­ответствии с Решением с целью обеспечения ус­транения недостатков системного характера, прекращения вызванных этими недостатками на­рушений Конвенции и обеспечения максимально­го возмещения последствий этих нарушений.

Статья 14. Действия Органа представитель­ства относительно применения мер общего харак­тера

1. В течение одного месяца со дня получения уведомления о приобретении Решением статуса окончательного Орган представительства готовит и направляет в Кабинет Министров Украины пред­ставление относительно применения мер общего характера (далее — представление).

2. Представление включает предложения по разрешению указанной в Решении системной проблемы и устранению ее первопричины, в час­тности:

а) анализ обстоятельств, которые привели к нарушению Конвенции;

6) предложения по внесению изменений в действующее законодательство;

в) предложения по внесению изменений в ад­министративную практику;

г) предложения для учета при подготовке зако­нопроектов;

д) предложения по обеспечению профессио­нальной подготовки по вопросам изучения Кон­венции и практики Европейского суда по правам человека для судей, прокуроров, адвокатов, ра­ботников правоохранительных органов, иммигра­ционных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с содержанием лю­дей в условиях лишения свободы;

е) предложения по осуществлению других мер общего характера, направленных на устранение недостатков системного характера, прекращение вызванного этими недостатками нарушения Кон­венции и обеспечение максимального возмеще­ния последствий этих нарушений;

е) перечень центральных органов исполни­тельной власти, являющихся ответственными за принятие каждой из предлагаемых в представле­нии мер.

3. Одновременно с представлением Орган представительства готовит аналитический обзор для Верховного Суда Украины, который включает:

а) анализ обстоятельств, которые вызвали на­рушение Конвенции;

б) предложения по приведению судебной практики в соответствие с требованиями Конвен­ции.

4. Одновременно с представлением Орган представительства готовит и направляет в Аппарат Верховной Рады Украины предложения для учета при подготовке законопроектов.

Статья 15. Действия Кабинета Министров Украины по принятию мер общего характера

1. Премьер-министр Украины в соответствии с представлением, предусмотренным в статье 14 настоящего Закона, определяет центральные органы исполнительной власти, являющиеся ответ­ственными за выполнение мер общего характера, и безотлагательно дает им соответствующие по­ручения.

2. Центральный орган исполнительной власти, определенный в поручении Премьер-министра Украины, в установленный в поручении срок:

а) обеспечивает в пределах своей компетен­ции издание ведомственных актов во исполнение мер общего характера и контролирует их выпол­нение;

б) вносит в Кабинет Министров Украины пред­ложения о принятии новых, отмене действующих нормативно-правовых актов или внесении в них изменений.

3. Кабинет Министров Украины:

а) издает в пределах своей компетенции акты во исполнение мер общего характера;

б) вносит в порядке законодательной инициа­тивы в Верховную Раду Украины законопроекты о принятии новых, отмене, действующих законов или внесении в них изменений.

4. Соответствующие акты должны быть изданы и соответствующий законопроект должен быть внесен Кабинетом Министров Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины в течение трех месяцев со дня издания поручения Премьер-министра Украины, предусмотренного частью первой настоящей статьи.

Статья 16. Ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение Решения

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Решения виновные служебные лица, к полномочиям которых относится это исполнение, несут административную, гражданскую или уго­ловную ответственность, предусмотренную зако­нами Украины.

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ В УКРАИНЕ КОНВЕНЦИИ И ПРАКТИКИ СУДА

Статья 17. Применение судами Конвенции и практики Суда

1. Суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда как источник права.

Статья 18. Порядок ссылки на Конвенцию и практику Суда

1. Для целей ссылки на текст Конвенции суды используют официальный перевод Конвенции на украинском языке (далее — перевод).

2. Для целей ссылки на Решения и определе­ния Суда и на определения Комиссии суды используют переводы текстов решений Суда и оп­ределений Комиссии (далее — перевод), напеча­танные в издании, предусмотренном в статье 6 настоящего Закона.

3. При отсутствии перевода Решения и опре­деления Суда либо определения Комиссии суд пользуется оригинальным текстом.

4. При выявлении языкового разногласия меж­ду переводом и оригинальным текстом суд поль­зуется оригинальным текстом.

5. При выявлении языкового разногласия меж­ду оригинальными текстами и/или при необходи­мости языкового Толкования оригинального тек­ста используется соответствующая практика Су­да.

Статья 19. Применение в сфере законодатель­ства и в административной практике

1. Орган представительства осуществляет юридическую экспертизу всех законопроектов, а также подзаконных нормативных актов, на кото­рые распространяется требование государствен­ной регистрации, на соответствие Конвенции, по результатам чего готовит специальное заключе­ние.

2. Неосуществление предусмотренной частью первой настоящей статьи проверки или наличие заключения о несоответствии подзаконного акта требованиям Конвенции является основанием для отказа в государственной регистрации соответ­ствующего подзаконного акта.

3. Орган представительства обеспечивает пос­тоянную и с разумной периодичностью проверку действующих законов и подзаконных актов на со­ответствие Конвенции и практике Суда, прежде всего в сферах, касающихся деятельности право­охранительных органов, уголовного производ­ства, лишения свободы.

4. По результатам предусмотренной в части третей настоящей статьи проверки Орган пред­ставительства представляет в Кабинет Министров Украины предложения о внесении изменении в действующие законы и подзаконные акты с целью приведения их в соответствие с требованиями Конвенции и соответствующей практикой Суда.

5. Министерства и ведомства обеспечивают систематический контроль за соблюдением в рамках ведомственного подчинения администра­тивной практики, что отвечает Конвенции и прак­тике Суда.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины:

1) в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести в соответствие с настоящим Зако­ном свои нормативно-правовые акты;

обеспечить приведение в соответствие с нас­тоящим Законом нормативно-правовых актов цен­тральных органов исполнительной власти;

2) принять меры и, при необходимости, внес­ти предложения в Верховную Раду Украины о включении вопросов овладения положениями Конвенции и практики Суда:

в требования профессионального уровня от­дельных категорий судей, а также прокуроров, ад­вокатов, нотариусов;

в программы первичной подготовки и повыше­ния квалификации судей, прокуроров, адвокатов, работников правоохранительных органов, иммиг­рационных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с содержанием лю­дей в условиях лишения свободы;

3) ежегодно предусматривать в проекте Госу­дарственного бюджета Украины отдельной бюд­жетной программой средства на исполнение ре­шений Европейского суда по правам человека.

Президент Украины В. ЮЩЕНКО.

 

г. Киев, 23 февраля 2006 года.

Ns3477-IV.